Познание Христа

Узнай учение Иисуса Христа о Себе Самом

Если вы посвятили свою жизнь Христу, вы имеете личные взаимоотношения с Ним. Это начало великого пути! Развитие этих взаимоотношений подразумевает все более близкое знакомство с Ним.

Лучший способ узнать о личности Христа – прочесть Его собственные заявления о Себе в Евангелиях. Евангелия – первые четыре книги Нового Завета. Они возвещают «благую весть» об Иисусе Христе. Все они были написаны в первом столетии нашей эры и составлены на основе свидетельств очевидцев жизни Христа.

Иисус родился в 4-ом или 5-ом году до н.э. (как видите, наш календарь не вполне точен). Израильский народ почти постоянно находился под властью иностранных оккупантов с 7-ого века до н.э., и евреи вели борьбу за национальную независимость. В те времена каждый еврей-патриот лелеял надежду на то, что однажды появится Мессия и принесет свободу нации, ниспровергнув римское господство. Мессия – еврейское слово, которое значит «помазанник». Таким образом, греческий эквивалент Мессии «Христос» – это титул, а не фамилия Иисуса.

Основная часть евангельских повествований посвящена трем годам жизни Христа, которые Он провел в служении в окрестностях Галилейского моря, на севере Израиля. Евангелия открывают нам жизнь и учение уникальной личности. Они описывают, как Иисус проявлял божественную власть и силу, исцеляя больных, слепых и хромых, воскрешая мертвых, ходя по воде и успокаивая морскую бурю. В учении Христа не было скрупулезного законничества и показного благочестия, присущего иудаизму тех времен. Это принесло Ему популярность среди простого народа Галилеи.

В течение своего служения Иисус постоянно указывал людям на то, Кто Он. Народ жаждал политического освободителя. Религиозные власти искали признания их власти и благочестия. Иисус не стремился угодить ни тем, ни другим.

Давайте рассмотрим четыре отрывка из Евангелия от Иоанна, чтобы понять, что Христос заявлял о Себе Самом.

Иоанна 5: Иисус называет Бога Своим Отцом

В пятой главе Евангелия от Иоанна Иисус претерпевает преследования со стороны иудейских религиозных лидеров за исцеление больного в субботу (суббота – еврейский День Покоя). Считалось, что затрата какого-либо усилия в этот день является нарушением Божьей заповеди субботнего покоя. На протяжении столетий евреи дотошно выработали, что позволительно в этот день, а что нет, и действия Христа вышло за рамки их строгих правил.

Иисус выступил в защиту своего акта исцеления в субботу, объясняя, что Бог, держащий в руках всю вселенную, никогда не отдыхает, но непрестанно трудится. На протяжении всей истории Бог без устали творит благо для человечества, и Он не прекращает Свою работу. «Отец мой доныне делает, и Я делаю. Тогда еще более искали убить Его Иудеи за то, что Он не только нарушал субботу, но и Отцем Своим называл Бога, делая Себя равным Богу. (Иоанна 5:17, 18).

Иудеи расценили притязания Иисуса на божественность как вопиющее богохульство. В течение столетий иностранной оккупации многие евреи претерпели жестокие страдания за свое решение остаться верными поклонниками Иеговы, единого истинного Бога. Как мог посметь Иисус, благочестивый еврей, заявить о Своем равенстве с Богом?

Иоанна 8: Иисус заявляет о Своем вечном существовании

Через три главы в том же Евангелии мы снова застаем Христа в общении с религиозными лидерами. Он пришел в Иерусалим на Праздник Кущей, заповеданный Богом Моисею и всему Израилю во время их странствия из Египта в Обетованную Землю.

В этой беседе Иисус делает несколько заявлений. Он называет Себя светом миру, заверяя, что Он может освобождать людей от грехов, и что всякий верующий в Него не умрет. Иудейские лидеры были снова разъярены Его на первый взгляд нелепыми заявлениями, однако решили поднять Его на смех в надежде разоблачить непоследовательность Его позиции. Даже Авраам, достопочтенный отец иудаизма, не притязал на бессмертие, а как смеет заявлять о своем бессмертии Иисус? Иисус же ответил им: «Ваш отец Авраам рад был увидеть день Мой, и увидел, и возрадовался. “Тебе еще нет пятидесяти лет», - отвечали Ему иудеи, «И Ты видел Авраама?» «Истинно, истинно говорю вам: прежде нежели был Авраам, Я есмь!» (Иоанна 8:56-59).

Его высказывания были тем более возмутительными из-за использованной Им фразы «Я есмь». В Ветхом Завете, когда Моисей пас овец в пустыне, он увидел пылающий терновый куст. Когда он направился к кусту, Бог неожиданно заговорил с ним и повелел ему возвращаться в Египет и вывести Израильский народ из рабства. Бог заверил Моисея в том, что пребудет с ним.

Моисей спросил у Бога, как ему объяснить израильтянам, кто послал его. Вот ответ Бога: «Я есмь Сущий. И сказал: так скажи сынам Израилевым: Сущий [Иегова] послал меня к вам» (Исход 3:14).

Фраза «Я есмь Сущий» была не просто обозначением Бога, а выражением полноты Божьей власти в избавлении Израильтян из рабства. Своим заявлением Иисус приписал то же имя и власть Себе.

Иоанна 10: Иисус учит, что Он равен Богу

Третье заявление Христа записано в десятой главе Евангелия от Иоанна. Действие происходит на Празднике Обновления, или Ханукка. Иисус снова в Иерусалиме, и толпы народа, равно как и религиозные лидеры, теряются в догадках: сделает ли Иисус публичное заявление о том, что Он Мессия? Предание гласило, что Мессия явит себя именно на одном из таких праздников.

Иудейские лидеры окружили Иисуса и стали спрашивать Его, не Он ли Мессия. Ими могло руководить и неподдельное любопытство, но скорее всего они хотели поймать Его в ловушку, вынудив Его сказать неосторожное слово, которое станет гарантией Его ареста и казни. Иисус уклоняется от прямого ответа и напоминает им, что Он уже говорил им, Кто Он, и они не поверили Ему.

«Овцы Мои слушаются голоса Моего, и Я знаю их; и они идут за Мною. И Я даю им жизнь вечную, и не погибнут вовек; и никто не похитит их из руки Моей. Отец Мой, Который дал Мне их, больше всех; и никто не может похитить их из руки Отца Моего. Я и Отец--одно. Тут опять Иудеи схватили каменья, чтобы побить Его. Иисус отвечал им: много добрых дел показал Я вам от Отца Моего; за которое из них хотите побить Меня камнями? Иудеи сказали Ему в ответ: не за доброе дело хотим побить Тебя камнями, но за богохульство и за то, что Ты, будучи человек, делаешь Себя Богом» (Иоанна 10:27-33).

Иоанна 11: Иисус предлагает вечную жизнь

Лазарь, близкий друг Иисуса, заболел. Он жил в Вифании, в менее чем двух милях восточнее Иерусалима. В тот момент Иисус находился еще на много миль восточнее, и совершал служение на побережье Иордана. Когда Он услышал о болезни Лазаря, Он выждал еще два дня, прежде чем отправился к своему другу. К Его прибытию в Вифанию Лазарь уже умер и был похоронен.

Марфа, сестра Лазаря, вышла навстречу Иисусу и воскликнула, что ее брат был бы еще жив, если бы Иисус успел прийти раньше. Вслед за этим восклицанием следует такой диалог:

«Иисус говорит ей: воскреснет брат твой. Марфа сказала Ему: знаю, что воскреснет в воскресение, в последний день. Иисус сказал ей: Я есмь воскресение и жизнь; верующий в Меня, если и умрет, оживет. И всякий, живущий и верующий в Меня, не умрет вовек. Веришь ли сему? Она говорит Ему: так, Господи! я верую, что Ты Христос, Сын Божий, грядущий в мир» (Иоанна 11:23-27).

Иисус пришел к пещере, где похоронили Лазаря. В молитве, произнесенной вслух, Он возблагодарил Отца за то, что Он услышал Его:

«Я и знал, что Ты всегда услышишь Меня; но сказал [сие] для народа, здесь стоящего, чтобы поверили, что Ты послал Меня» (Иоанна 11:42). Окончив молитву, Иисус повелел Лазарю выйти из гроба, и мертвый человек вышел живым, обернутый в погребальные пелены.

Значение притязаний Христа на божественность

Иисус делал на первый взгляд сумасбродные заявления о Себе: Он проповедовал Свое единство и равенство с Богом, Свое вечное существование, заявлял о Себе как об источнике вечной жизни. Это нельзя назвать утверждениями простого смертного (по крайней мере, находящегося в своем уме). Иисус также заявил, что Ему дана всякая власть на земле, что Он вернется, чтобы судить землю, что Он может прощать грехи и что Он единственный путь к Богу. Он считал Себя дающим жизнь и способным утолить глубочайшую человеческую жажду. Он называл Себя Сыном Человеческим, Ветхозаветним пророческим званием Мессии. Он принимал поклонение от людей, хотя иудеи должны были поклоняться одному только Богу.

На допросе перед распятием, иудейские лидеры сказали римскому прокуратору Пилату: «Мы имеем закон, и по закону нашему Он должен умереть, потому что сделал Себя Сыном Божиим» (Иоанна 19:7). Иисус из Назарета был убит не за Свои дела, но за Свои притязания. К. С. Льюис, профессор литературы в Кэмбриджском универститете, свершивший путь от полного скептицизма к христианству, однажды заметил: « Я сказал все это, чтобы предотвратить воистину глупое замечание: «Готов признать, что Иисус – великий учитель нравственности, но никогда не приму Его претензий на то, что Он Бог». Простой смертный, который утверждал бы такое, - не великий учитель нравственности, а либо сумасшедший, вроде тех, кто считает себя Наполеоном, либо сам дьявол. Третьего быть не может: либо это Сын Божий, либо сумасшедший, или кто-то еще похуже»1

Жизнь и учение Христа уникальны

Из всех основателей главных мировых религий только Иисус называл Себя Богом! Авраам, Мухаммед, Конфуций, Будда – никто из них не посягал на звание Бога. К примеру, Будда в конце своей жизни убеждал своих учеников не утруждать себя памятью о нем, но помнить его учение о Просвещении.

Каждого из этих основателей религий можно отделить от его учения без полного и непоправимого ущерба для данной религии. Но христианство зиждется на личности Христа: на Его заявлениях о Себе и на Его деяниях. Его учение почти до неловкости эгоцентрично. Как еще можно оценить Того, Кто посмел заявить: «Я есмь путь, и истина, и жизнь. Никто не приходит к Отцу, как только через Меня» (Иоанна 14:6). Но если заявления Христа истинны, тогда они полны надежды для нас. Мы можем знать Бога благодаря тому, что Иисус Бог.

Всецело Бог и всецело человек

Иисус Христос не только во всей полноте Бог, но и во всей полноте человек. Он переживал голод и жажду, одиночество, боль от предательства и отвергнутости. Он испытал унижение человека, которого обнаженным пригвоздили ко кресту. Он боролся с искушениями. Он ел обыкновенную еду, плакал настоящими слезами, когда умер Его друг, и истекал настоящей кровью на кресте. Даже Его воскресение было физическим явлением. Иисус Христос – человек в полном смысле этого слова.

Какое значение для нас имеет полная божественность и полная человечность Христа?

1. Так как Иисус является Богом, Он достоин нашего поклонения. Мы должны относиться к Нему как к Богу, с благоговением и почтением. Иисус не является нашим приятелем, Он наш Господь.

Признание господства Христа влечет за собой подчинение Ему всех областей нашей жизни: не только нашего религиозного поклонения и личного общения с Ним, но и нашей карьеры, семьи, финансов, отношения ко всему. Познание Христа как Господа должно затрагивать наше отношение к людям и то, что мы смотрим по телевизору. Предоставление Христу полного контроля над всеми этими сферами не может открыть для нас небеса, но является нашим естественным откликом на вечные отношения с Ним. Он ваш сильный Господь – любите Его и поклоняйтесь Ему.

2. Так как Иисус Бог, Он силен справиться с любыми нашими проблемами. С чем бы мы ни столкнулись в жизни, нет проблемы, которая была бы Ему не под силу. Иисус – Великий «Я есмь», для Которого нет невозможного. Иисус заявляет, что Он силен обратить во благо все, что случается с нами (Рим. 8:28). Более того, Он «силен сделать несравненно больше того, о чем мы просим или помышляем» (Ефесянам 3:20). Надеюсь, что в процессе все большего познания Христа вы убедитесь, что Он силен исполнять Свои обещания в вашей жизни.

3. Благодаря Своей божественной силе Иисус смог примирить нас с Собой. Иисус больше чем просто наш Друг. Он наш Спаситель.

4. Так как Иисус был всецело человеком, Он может глубоко разделить с нами наши нужды и проблемы. Нет такого переживания, которое Христос был бы не способен понять:«Ибо, как Сам Он претерпел, быв искушен, то может и искушаемым помочь» (Евреям 2:18). Прожив жизнь среди нас, Иисус полностью прочувствовал все то, что чувствуем мы.

5. Полная человечность Христа утверждает нашу человечность. Процесс уподобления Христу не подразумевает постепенного освобождения от всего человеческого. Бог сотворил нас по Своему образу и хочет, чтобы мы наслаждались жизнью во всех ее проявлениях. Он наделил каждого из нас талантами и способностями, и хочет, чтобы мы развивали их.

Это вовсе не значит, что следование за Христом обязательно принесет вам здоровье и процветание (хотя мудрости точно прибавит!)

На пути следования за Христом будут личные жертвы. Возможно, вам придется отказаться от каких-то удобств: прежнего образа жизни, тайных привычек, карьерного роста, финансовых успехов, а может, пожертвовать и самой жизнью. Однако позвольте учению Христа завладеть вашей жизнью: учитесь у Него, полагайтесь на Него. Это залог жизни поистине великой.

(1) К.С. Льюис. рывок из книги Стивена Л. Пога «Первый год вашей христианской жизни».