Может ли христианин потерять спасение?
Это вопрос не из легких, и в ответ на него можно написать не одну книгу (и поверьте, они уже написаны!). Однако постараюсь дать краткий ответ. Хочу сделать несколько предварительных комментариев, прежде чем приступлю к вопросу вплотную.
Во-первых, Библия ясно учит, что Единственный Судья – Бог, а не мы. Обычно, когда люди задаются этим вопросом, они имеют в виду не себя, а кого-то другого. Поэтому, хотя я и поделюсь с вами тем, что вижу в Писании, помните, что судить или осуждать другого не входит в наши полномочия. Только Бог владеет полной информацией о сердце человека, об искренности или неискренности его покаяния, о его освящении и с какой скоростью оно происходит, о Его планах на жизнь этого человека.
Во-вторых, христиане по-разному растут в своих отношениях с Богом и во внешнем изменении образа жизни. С момента принятия Христа мое сердце горело глубокой любовью к Богу, но Богу потребовалась пара лет, чтобы исправить некоторые привычки моего внешнего поведения. Поэтому христианам, которые меня не знали, я мог показаться «ненастоящим» христианином. Бог освящает и изменяет нас по Своему графику, и мы не сослужим добрую службу христианину, если будем ставить под сомнение его вечное спасение из-за поведения, которое, по нашему мнению, противоречит христианскому образу жизни.
Что касается потери спасения, мы должны помнить, что спасение предлагается нам сугубо на основании смерти Христа на кресте в качестве дара Его благодати. С момента принятия Христа в нашу жизнь только благодаря Ему Одному мы становимся Божьими детьми, провозглашены праведными, прощены, освящены в Его глазах и начали взаимоотношения с Ним. Бог подразумевает вечный характер этих взаимоотношений, пообещав нам вечную жизнь. Спасение не зиждется на нашей личной святости, на уровне нашей веры, на наших жертвах, добрых делах или религиозных свершениях. Спасение во Христе – это всецело Божий дар, принимаемый верой раз и навсегда. В одно мгновение мы перешли из смерти в жизнь, освободились от осуждения закона и находимся под благодатью, перешли из царства тьмы в царство света, больше не враги Богу, но Его дети, запечатлены Святым Духом внутри нас, имеем мир с Богом, примирившись с Ним.
Все вышесказанное основано на следующих стихах:
Римлянам 5:8, Римлянам 5:1, Римлянам 6:22,23, Римлянам 10:8-10, Евреям 9:15, Евреям 8:10-12, Римлянам 4:13, Римлянам 3:20-24, Римлянам 10:4, Иоанна 10:26-28, Ефесянам 1:5-8, Ефесянам 1:13,14, Иоанна 5:24, 1 Иоанна 5:11-13.
Кто-то может спросить: «А что, если человек отказывается раскаяться в своих грехах?» Ответ тот же: не нам судить. Человек может противиться Божьей работе в своей жизни, противиться побуждениям Святого Духа, но я не думаю, что это обязательно ставит под вопрос его вечное спасение. Бог долготерпелив, и Он позволяет многим из нас сопротивляться Его побуждениям. Некоторые из нас меняются в какой-то сфере сразу же, а у других это занимает больше времени. Если человек становится христианином, и на протяжении долгого времени его жизнь и сердце не показывают никаких признаков изменений, вполне возможно, что он никогда по-настоящему и не приглашал Христа в свою жизнь и не имел правильного понимания того, что значит быть христианином. В Римлянам 12:1, 2 говорится о том, как происходит рост христианина. По мере того, как верующий подчиняется Богу и проводит время в Его слове, Бог будет изменять его. В 7-ой главе послания к Римлянам Павел говорит о том, как трудно для него исполнить заповедь «Не пожелай», и видит свою надежду в Божьем принятии и Его силе изменить его, выраженной в 8-ой главе.
Некоторые спросят: «А что, если христианин отречется от Бога?» Снова скажу, что мы не знаем, временное это явление в его жизни или нет. Я хорошо помню, как чувствовал весь груз христианской ответственности на своих плечах и уже подумывал, а не бросить ли мне все это дело. Многие христиане, не понимая благодати Божьей, начинают жить под законом и часто чувствуют, что никогда не смогут угодить Богу. Они не понимают, какую свободу имеют во Христе, и как полагаться на Божью способность направлять, учить и изменять их. Некоторые христиане не следуют за Богом именно потому, что не понимают жизни по вере, исполнения Святым Духом и хождения в благодати Божьей. Другие уходят от Бога потому, что находят грех более привлекательным. Для них есть притча Иисуса Христа о блудном сыне в 15-ой главе Евангелия от Луки. В ней мы читаем, как отец выходит сыну навстречу и принимает его. Отец никогда не отрекался от своего сына, но сын сам лишил себя общения с отцом, претерпел страдания за свое решение и, в конце концов, вернулся к отцу. Думаю, эта притча подходит для тех христиан, которые ушли от общения с Богом. Часто их жизнь принимает разрушительный оборот. Однако не думаю, что от этого они перестают быть христианами.
Вечная жизнь – это незаслуженный дар. Когда человек принимает Христа и хочет быть Его последователем, Иисус приходит в его жизнь и начинает с ним личные взаимоотношения. Если этот человек не растет или отворачивается от Христа, он, несомненно, теряет много Божьих благословений в своей земной жизни. Он не испытывает в своей жизни преимуществ познания Христа. Если человек продолжает идти таким путем, есть основания для сомнений, пойдет ли этот человек на небеса, если умрет прямо сейчас. В Евреям 6:4-9 есть предостережение по этому поводу. Но снова подчеркну, что Божье намерение и желание – помочь этому человеку понять Его любовь и Его способность совершать Свою работу в его жизни. Самым ценным вкладом в жизнь христианина, который не ходит с Богом, будут ваши молитвы о нем, любовь к нему и движимые Божьим водительством попытки помочь ему увидеть Божье сердце и ценность следования за Ним. Думаю, это принесет такому человеку намного больше пользы, чем предостережения о возможной потере спасения. Часто человек не живет с Богом из-за неправильных взглядов на жизнь и близорукого восприятия Бога.